Ковалева Н.О., Шоба С.А.
По словам посла Людовика IX, францисканца Гильома де Рубрука, направленного в 1253 г в татарские земли к Менгу-хану и описавшего с вое первое впечатление от Крымского побережья «на море, от Керсоны до устья Тананды, находятся высокие мысы, а между Керсоной (Херсонесом) и Солдайей (Судаком) существует сорок замков…». Действительно, в настоящее время на Южном берегу Крыма обнаруживаются многочисленные руины и развалины крепостей, монастырей, сторожевых башен, многие из которых хорошо известны, как Генуэзская крепость в Судаке, большинство же, такие как Рускофиль-Кале на Никитском мысу, преданы забвению и недоступны для археологических раскопок. Между тем, всесторонне исследование этих объектов могло бы не только уточнить и дополнить данные о материальной и духовной культуре северо-причерноморского региона, дать новую пищу медиевистам, но и способствовать палеоклиматическим и палеоэкологическим реконструкциям изучаемого региона.
Поэтому при поддержке Российского Научного Фонда (грант № 17-14-01120.), начиная с 2017 г., лабораторией экологического почвоведения, ведутся экспедиционные и лабораторные исследования особенностей современных и реликтовых свойств почв и культурных слоев средневековых археологических памятников Южного Берега Крыма (Генуэзская крепость, Солхат, мечеть хана Узбека, монастырь Сурб-Хач, развалины крепости Рускофиль-Кале).
Археологический комплекс Рускофиль-Кале (исар, монастырь, замок, сторожевая крепость), который расположен в 1 км к юго-востоку от поселка Никита на оконечности Мыса Мартьян (Никитский мыс), в 7 км к востоку от Ялты и 4,5 км к юго-западу от Гурзуфа. Комплекс является узловым связующим звеном общей системы обороны берега между Алуштой и Севастополем. В основе его селище, то есть средневековый поселок, на территории которого некоторое время существовал укрепленный православный монастырь, имеющий продуманную эшелонированную систему обороны.
Средневековый город Солхат-Крым (Старый Крым) – золотоордынский город XIII—XV вв., не имеющий ни античного, ни раннесредневекового прошлого. Как отмечает А.А.Бурханов (2013), первый наместник Золотой Орды в Крыму кипчак Табук местом резиденции выбрал стратегически очень удачный ландшафт на границе степи и горной гряды Агармыш, за отрогами которой лежат степи Северо-Восточной Таврики, недалеко от моря, в долине реки Чурук-Су. Одно «лицо» города, по мнению М.Г. Крамаровского (2019), обращено к Великой степи (материковой части Шелкового пути из Крыма в Сарай, который еще иногда называют Северным), другое – к черноморскому побережью с выходом к Проливам и далее в Восточное Средиземноморье.
Генуэзская крепость в Судаке (Сугдейе) располагается на Крепостной горе (высота 157 м), которая также именуется Дженевез-Кая (крымскотат. Cenevez Qaya — «генуэзская скала»). По своему происхождению гора является древним окаменевшим коралловым рифом и представляет собой пологий с севера и обрывистый с юга конусообразный массив, который вдается в Судакскую бухту Чёрного моря мысом Кыз-Кулле-Бурун (крымскотат. Qız Qulle Burun — «мыс девичьей башни»). Площадь крепости почти 30 гектаров. Удачное расположение крепости и мощные фортификационные сооружения обеспечивают ее неприступность: с запада крепость труднодоступна, с юга и востока её защищают отвесные стены горы, спускающиеся к морю; с северо-востока возможно располагался искусственный ров. По легенде, записанной в позднем источнике «Судакском синаксаре», крепость была построена в 212 году аланами, однако никаких археологических подтверждений этой дате до сегодняшнего дня не обнаружено. В связи с этим многие ученые датируют её возведение концом VII века и связывают его с хазарами или византийцами. Крепостью, кроме хазар, византийцев и генуэзцев, владели также половцы (XI—XIII вв.), золотоордынцы (XIII—XIV вв.) и турки (XV—XVIII вв).
В археологических раскопах на территории перечисленных объектов были вскрыты резко различающиеся по свойствам культурные слои разных эпох исторического времени, которые несут на себе ясный отпечаток климатической истории региона, осложненной антропогенной деятельностью.
В ходе исследований изотопного состава органического вещества дневных и погребенных почв, магнитной восприимчивости почв и культурных слоев, содержания органического фосфора, некоторых физико-химических свойств почв можно заключить, что на территории всех исследуемых объектов отчетливо прослеживаются 2 различных климатических эпохи: 1) плювиал, или теплый достаточно мягкий климатический эпизод, пришедший на смену предыдущему длительному 2) раннесредневековому аридному периоду. В сухих субтропиках повышенное увлажнение, видимо, способствовало процветанию золотоордынских городов. В перекрывшем средневековые толщи культурном слое продолжала формироваться еще более окультуренная последующими владельцами по сравнению с предыдущей, но уже автоморфная почва, сохранившаяся до наших дней. Видимо, малый ледниковый период в горах сухих субтропиков не отличался заметным усилением увлажненности, и поэтому не оставил в профилях изучаемых почв таких контрастных признаков, как в почвах Русской равнины. А снижение среднегодовых температур только способствовало уменьшению контрастности и континентальности климата, и, тем самым, улучшению качества гумуса изучаемых почв. На территории поселений эти изменения необратимо сдвинули процессы почвообразования в сторону развития урбанозема в противовес коричневоземообразованию в нетронутых человеком ландшафтах.